Новые СанПиН для школ должны заменить ныне действующие (утверждены в 2002 году) и вступить в силу уже со следующего года.
Действие документа распространяется только на общеобразовательные
средние учреждения: школы, лицеи, гимназии. Для новых объектов, которые
только будут проектироваться, они обязательны к применению. Существующие
школы требуется максимально приблизить к описанному идеалу.
Документ прописывает требования к выделяемому для строительства школы
земельному участку (удаленность от дорог, линий электропередачи,
маршрутов взлета-посадки самолетов и т.д.), к самому зданию (не выше
четырех этажей, вместимость не более 1 тыс. учащихся, достаточная
инсоляция), к пришкольной территории (озеленение не меньше, чем на
половину площади, наличие площадок для игр, спорта и отдыха). Про педальные ведра и шерхебели. В
школе должно быть тепло (18-24 градуса), светло, сухо (влажность
40-60%) и безветренно (скорость движения воздуха не более 0,1м/сек).
Потолки, двери и окна – белые, стены – желтые, розовые, зеленые или
голубые, мебель – светло-зеленая или цвета дерева, классные доски -
темно-зеленые или темно-коричневые.
Измерена каждая мелочь в классе: расстояния между столами (60 см), от
первой парты до доски (300 см), от последней парты до задней стены (70
см), от пола до доски (70-90 см).
На классную доску, если она не подсвечивается изнутри, нужно крепить специальные софиты.
Регламентированы даже размеры столярных и слесарных инструментов в
школьных мастерских (ножовка, шерхебель, рашпиль, рубанок и прочие), а
также ведер и леек, которыми пользуются дети.
С трогательной доскональностью описаны в документе школьные санузлы.
Их требуется устраивать по два на каждом этаже – один для мальчиков и
один для девочек. Тут должны быть «педальные ведра, держатели для
туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают
электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца.
Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов,
трещин и других дефектов». Для средних и старших классов нужно
предусматривать комнаты личной гигиены – с унитазом, биде и
гигиеническим душем.
Авторы рассчитали и «унитазные» нормативы: по унитазу на каждые 20
школьниц и по умывальнику – на 30. Для мальчиков ориентиры другие:
комплект из унитаза, писсуара и умывальника на каждые 30 ребят (по
сравнению с действующими нормами число писсураров увеличено вдвое).
А вот персонал в школах, по логике авторов, бесполый – насчет
учительских туалетов указан норматив по унитазу на 20 человек.
Умывальников им вовсе не полагается.
Потолки и стены в школе должны быть гладкими, без щелей, трещин,
деформаций и признаков поражений грибком. Никаких обоев – их не вымоешь
дезинфицирующими средствами, а это обязательное требование. Полы –
деревянные, паркет, плитка или линолеум.
От значительной (если не большей) части имеющейся мебели
администрации школ придется избавиться – она не соответствует
требованиям СанПиН. Прежде всего, потому, что она должна быть подобрана
по росту для каждого ученика.
При нынешней кабинетной системе, когда ученики целый день ходят из
класса в класс, им, видимо, придется носить за собой парты. Или заменить
все столы в классах на регулируемые по высоте. Одна такая парта стоит
1,1-1,4 тыс. руб. То есть на оснащение школы с 1 тыс. учеников
потребуется 1,1-1,4 млн руб. Для Москвы, где согласно системе подушевого
финансирования школам выделяется по 50-120 тыс. руб. в год на каждого
ученика в зависимости от категории учебного заведения (данные портала
zavuch.info), это сумма не большая. Для провинциальных же школ, которые
получают по 10-30 тыс. руб. на ученика, затраты выглядят астрономически.
Больше всего педагогам придется поломать голову над рассадкой детей в
кабинете. С одной стороны, на первые парты нужно сажать тех, кто плохо
слышит и видит. С другой – тех, кто меньше ростом. Высоким отводится
«камчатка». Как быть, если ученик ростом 1,9 м туговат на ухо и
близорук, - СанПиН ответа не дает.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангиной и бронхитом, нельзя сажать к
наружной стене класса. Часто болеют сейчас почти все дети – значит,
первый ряд можно из классов смело убирать.
Этого ребуса разработчикам документа показалось мало, и они завершили
«рассадочную» часть таким саркастическим пассажем: «Не менее двух раз
за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, меняют местами, не
нарушая соответствия мебели их росту». Как говорится, без комментариев.
Роспотребнадзор
придумал и новую шкалу трудности предметов. Старая действовала с 1972
года, когда некоторых нынешних предметов вообще не было (информатика,
ОБЖ, экономика и других).
Самыми трудными для первоклассников авторы посчитали математику и
русский язык. Самой легкой – физкультуру. С этим не поспоришь. Потом
логика в оценке трудности ускользает. Например, математика с каждым
годом для учеников становится все понятней и к 9 классу алгебра и
геометрия оцениваются уже в 7 и 8 баллов соответственно (по 13-балльной
шкале). А к 11-му – снова усложняются до 10 и 11 баллов. Зато
информатика, экономика и история год от года даются детям, в
представлении Роспотребнадзора, все легче и легче: с 10-11 баллов в
средних классах эти предметы падают до 5-6 баллов – в старших.
Для первоклассников допускается только пятидневная учебная неделя и
не больше четырех уроков в день (до 21 часа в неделю), пятым можно
ставить только физкультуру. Остальным можно учиться шесть дней в неделю.
В 10-11-х классах в день может быть до семи уроков (но не более 37
часов в неделю).
Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует
правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут
(для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки. То, что после
такой зарядки дважды за урок учителю придется настраивать класс в 25
учеников на работу, разработчики СанПиН проблемой не считают.
Есть интрига и в пункте, который регламентирует выполнение уроков.
Задавать на дом нужно столько, чтобы дети во 2-3 классах тратили на
уроки не больше 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах - 2,5
часа, в 9-11 классах – до 3,5 часа.
Как быть, если ученик не уложился – авторы не уточняют, оставляя широкое поле для взаимных претензий учителей и школьников.
В Роспотребнадзоре позаботились и о том, чтоб дети не надрывались,
таская сумки с учебниками. Вес ежедневного комплекта учебников и
письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов
– 1,5 кг, 3-4 классов – 2,5 кг; - 5-6 - 2,5 кг, 7-8 –3,5 кг, 9-11 – 4
кг. Если в день у школьника по 6-7 уроков, то одни только книжки потянут
килограмма на четыре-пять. Не говоря уже о тетрадях, физкультурной
форме и сменной обуви. Авторы с этой проблемой знакомы и советуют
облегчить детям жизнь – закупать по два комплекта учебников. Один пусть
лежит дома, другой – в школе.
Эта рекомендация должна особенно заинтересовать родителей, учитывая,
что, например, в петербургских школах средний комплект учебников
обходится им в 3 тыс. руб. То есть семья с двумя детьми в год должна
будет выложить как минимум 12 тыс. руб. только на одни учебники.
«Красивое пожелание»
Учителя и родители уже раскритиковали проект Роспотребнадзора.
Источник: Российский общеобразовательный портал Скачать "СанПиН к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" можно здесь
|